Захожу я 11 ноября 2012 года на официальный сайт ЦеснаБанка и вижу удручающую картину
Решил позвонить на телефон поддержки клиентов и сообщить об ошибке на их сайте, но после соединения с оператором, на первых же моих словах связь разорвалась. Может это и случайность, но второй раз звонить уже не было желания.
И каковы же выводы после этого? После такого события, к банку нельзя относится как к надежному. Думаю, что руководство банка сделает оргвыводы и более серьезно отнесется к проблеме безопасности своего сайта. Ладно бы, если бы ЭТО висело 5 минут на сайте, но данная ошибка висела на сайте до утра следующего дня. Видимо, ни руководство банка, ни сами программисты не заглядывают на свой сайт. Может он им и не нужен вовсе? Выкладывать запросы на всеобщее обозрение — непозволительно для всех банков. Уж лучше бы — если бы сайт был недоступен.
Первые мои догадки сводились к мысли, что через сайт кто-то зашел куда-нибудь подальше, а возможно, что и попытался поучаствовать в распределении денежных средств банка. Но все оказалось куда проще. Оказывается, банк не имеет выделенного сервера и купил VPSку у главного хостера страны — idhost.kz. Ну и вышло так, что там закончилось свободное место. А некоторые программисты так написали для банка сайт, что в таких случаях он выкидывает обвалившийся запрос на сайт. Ну в данном случае более удивительно, что сотрудники банка не проконтролировали, что выделенное место на хостинге заканчивается. Один добрый самаритянин решил помочь банку и написал в техподдержку хостера с просьбой расширить хоть немного объем физического пространства для данного пользователя. Но компания хостера очень бюрократична в этом вопросе и без запроса от самого пользователя, не захотела даже пальцем шевелить.
Руководству Банка в данном случае, я советую поставить яндекс метрику, либо подключить другие сервисы, которые сообщают на мобильный телефон при недоступности сайта хоть на несколько минут.
Я бы понял и не относился к этому так серьезно, если бы это произошло с сайтом других фирм — даже если бы лег сайт сообщества вебразработчиков казахстана jnet.kz (этот пост я там сразу написал), это бы не представляло такую опасность. Но ведь БАНК — это ГАРАНТ! Он гарантирует сохранность ваших финансов. Но если он не может обеспечить стабильную работу своего сайта, то к такому банку трудно относится как к надежному.
Надеюсь, что финансы клиентов не пострадали. Я сам обслуживаюсь в этом банке и знаю, что электронные услуги у банка не такие уж и обширные — только оплата через электронную карточку для интернета — и то на сторонних сайтах — через Paypal.com, к примеру.
После того, как я опубликовал этот пост на JNET, я решил еще раз позвонить по телефону горячей линии и предупредить сотрудников банка об этом происшествии:
О(Оператор) - Здравствуйте...
Я - Здравствуйте. А Вы знаете, что ваш официальный сайт банка недоступен?
О - Да, знаем!
Я - А когда он снова будет доступен?
О - Завтра!
...
В общем, у меня нет слов — ждать до завтра и показывать такое безобразие!? Я работаю в университете и постоянно смотрю на доступность нашего сайта www.psu.kz. Да, бывают и у нас проблемы. Но мы их решаем в тот же день и не ждем наступления какого-то «завтра»! И явно, что мы не допустим, чтобы на сайте университета висела такая информация!
Удивительно, что сотрудники банка после этого появились на сайте jnet.kz, написали комментарий с похвалами, что мы такие бдительные (интересно — а что же они про себя подумали по этому поводу?) и исчезли — больше на сайте не появлялись.
Все-таки, мое мнение, что банк любого уровня должен иметь собственный сервер, а не какую-то вдску или впску и постоянно контролировать его работу. Почему-то я всегда считал, что в банке всевожможный халям-балям не проканает…
Я ошибался..